Деконструкция арбитражных судов и высокие штрафы // Юристы и бизнес критикуют проект нового КоАП
Юристы и предприниматели обсуждают проект новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Основной риск, на который обращают внимание в Высшей школе экономики (ВШЭ), касается изменения процессуальных правил. Ключевые из них — передача судам общей юрисдикции (СОЮ) большой части споров об административных правонарушениях юрлиц и индивидуальных предпринимателей. При этом рассмотрение таких споров будет идти по правилам КоАП, а не Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Проект является «шагом в направлении процессуальной и структурной деконструкции системы арбитражных судов», говорится докладе ВШЭ. А замечания от бизнес-сообщества в основном касаются завышенных штрафов. Окончательная редакция нового КоАП будет готова для внесения в Госдуму к концу этой недели.
Главное замечание Института правовых исследований ВШЭ к новой редакции КоАП — изменение подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности. Их разработчики передают от арбитражных судов в СОЮ. В арбитражных судах останется только дела, в которых постановление о привлечении к административной ответственности выносит сам суд. Подобный подход негативно отразится на качестве правосудия по этим делам и защите прав участников производства, так как у СОЮ нет необходимых экономических знаний и опыта для рассмотрения этой категории дел, отмечается в докладе ВШЭ. Впрочем, миграция споров о привлечении к административной ответственности из арбитражных судов в СОЮ уже частично совершена силами Верховного суда (ВС). Он уточнил, что правонарушениями в сфере предпринимательства, которые рассматривают арбитражные суды, являются те, в которых предпринимательские отношения являются объектом посягательства. Это сузило юрисдикцию арбитражных судов (см. блог Владимира Багаева).
Те дела, которые останутся в компетенции арбитражных судов, будут рассматриваться по правилам КоАП, а не АПК. Это еще одна новелла, которую критикуют в ВШЭ. В частности, проект предусматривает, что административные органы будут обязаны доказывать обстоятельства, только если они направили в суд протокол о нарушении. Роль суда изменится от судебного контроля к административной юрисдикции, а «поле для выполнения арбитражным судом функций независимого арбитра» радикально сузится, опасаются авторы доклада. Дела о привлечении к административной ответственности, поступающие из арбитражных судов, ВС уже сейчас рассматривает по правилам КоАП. Это нововведение появилось при ликвидации Высшего арбитражного суда. В итоге эти дела в ВС рассматриваются судьей единолично и без вызова сторон (см. здесь).
Недовольны в Институте правовых исследований и предоставлением суду широких полномочий по поиску объективной истины. Проект не предусматривает каких-либо ограничений при истребовании арбитражным судом доказательств по собственной инициативе, отмечают авторы. Сейчас суд может их истребовать, если административный орган не представил доказательств (п. 5. ст. 210 КоАП). Новое правило коснется как случаев рассмотрения дел об административных правонарушениях, так и случаев пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Критикуется в докладе и усложнение порядка обжалования — вместо традиционного прохождения дела по трем инстанциям проект предлагает «дуальную» схему. По ней в первой и апелляционной инстанциях пересматриваются не вступившие в силу постановления госорганов и решения по ним, а в судах округов и ВС — жалобы на постановления и решения, вступившие в силу. При этом грубые правонарушения рассматриваются в суде округа коллегиально, если судья найдет для этого основания. А дела о менее значительных правонарушениях рассматриваются единолично. «Смысл такого усложнения процесса на стадии рассмотрения судами округов вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности остается непонятным», — отмечает ВШЭ.
Авторы доклада присоединяются к критике ликвидации юрлица как меры ответственности, о которой говорил бизнес. В частности, «Деловая Россия» отмечала «излишнюю репрессивность» этой меры. А в ВШЭ обращают внимание, что положения новой редакции КоАП о ликвидации юрлиц будут конкурировать с аналогичными положениям Гражданского кодекса, что на практике приведет к различному толкованию норм судами. При этом негативные последствия от предложенной меры могут лечь на миноритарных акционеров при отсутствии у них какой-либо вины. Впрочем, эти замечания разработчики КоАП готовы учесть. Глава думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин пообещал сократить число правонарушений, за совершение которых юрлица могут быть ликвидированы. Останутся только финансирование терроризма, работорговля и детская порнография, сообщил «Ведомостям» глава комитета.
Замечания к новой редакции КоАП есть и у Института законодательства и сравнительного правоведения (см. материал «Коммерсанта»). В частности, там не согласны с увеличением сроков давности по некоторым категориями правонарушений до шести лет (сейчас максимальный срок — один год). Предложенные разработчиками сроки соответствуют срокам давности по преступлениям небольшой и средней тяжести, что не соответствует принципу справедливости и соразмерности административной и уголовной ответственности, уверены в Институте. Также там считают необходимым отказаться от признака общественной вредности, по которому административные правонарушения будут делиться на грубые, значительные и менее значительные. Деяние может считаться наносящим вред общественным отношениям, но не «вредным», считают в Институте, обращая внимание на эмоциональную окраску термина.
Менее критичной оказалась реакция Федеральной палаты адвокатов. Там проект поддержали, но отметили, что в нем не хватает ответственности за нарушение прав граждан на юридическую помощь и нарушение прав адвокатов. Есть претензии к новому КоАП и у бизнеса, который недоволен высокими размерами штрафов. Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов считает их «необоснованно завышенными», а компания «Лукойл» — «неоправданными».
Окончательная редакция обновленного КоАП будет готова в течение этой недели. До внесения в Госдуму в ней будут учтены идеи по декриминализации ряда составов Уголовного кодекса в связи с предложениями Президента в Послании Федеральному собранию, сообщил на этой неделе Владимир Плигин (см. здесь). Впрочем, по его словам, положения о штрафах за такие правонарушения можно будет добавить в КоАП только после того, как ВС доработает и внесет в Госдуму утвержденный ранее пленумом законопроект
Источник: zakon.ru