Федор Шацилло. Качество судебной системы экономического правосудия после упразднения Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ в целом не изменилось и даже в чем-то улучшилось, однако по некоторым показателям оно не достигает прежнего уровня. Такого мнения придерживаются специалисты «Центра развития современного права».
«Прогнозы относительно утраты положительных наработок ВАС и резкого снижения качественных и количественных показателей экономического правосудия не оправдались», — сказал руководитель исследовательского проекта «Центра развития современного права» Андрей Кашанин в ходе презентации доклада «После ВАС: российское экономическое правосудие сегодня и завтра» в среду.
Проблемы и опасности
Тем не менее, по ряду показателей новая инстанция — Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда (ВС) РФ — не сумела восполнить упраздненный ВАС.
Коллегия не имеет формальных полномочий на обеспечение единообразия судебной практики, обозначил одну из проблем эксперт «Центра развития современного права» Дмитрий Морев. «Пока нижестоящие суды понимают, что коллегия — наследник ВАС. Они применяют ее (коллегии) правовые позиции», — сказал он.
Однако, по мнению Морева, возможно, судебное сообщество откажется от применения правовых позиций коллегии, исходя из того, что закон не обязывает ими руководствоваться. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на единообразии судебной практики, что приведет к снижению качества экономического правосудия.
Президиум ВС РФ состоит в основном из специалистов неэкономического профиля, что является еще одним негативным фактором, влияющим на качество экономического судопроизводства, полагает Морев.
Существует опасность дальнейшего реформирования судебной системы в ситуации общей экономической нестабильности, считает эксперт. «Следует наложить мораторий на дальнейшее существенное реформирование судебной системы (экономического правосудия)», — сказал Морев.
Не подтвержденные опасения
Опасения экспертного сообщества, связанные с риском резкого снижения качества судебных актов, в целом не подтверждаются, полагают эксперты. «Отказа от положительных наработок ВАС не произошло», — сказал Кашанин. Не снизился также уровень открытости арбитражных судов, однако ВС пока не вышел на уровень транспарентности, обеспечивавшейся ВАС (отсутствует возможность трансляции в режиме «онлайн» заседаний Президиума при рассмотрении надзорных жалоб).
Анализ основных характеристик деятельности ВС позволяет говорить не только об обеспечении дореформенного уровня результативности работы высшего экономического правосудия, но и о существенном прогрессе по ряду показателей, полагают эксперты. В частности, показатели деятельности коллегии по экономическим спорам ВС по пересмотру судебных актов, по мнению экспертов, в чем-то превосходят результативность Президиума ВАС РФ.
Упразднение ВАС
Законопроект об объединении судов президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы в октябре 2013 года. Проект предусматривал упразднение ВАС РФ в течение шести месяцев с момента внесения соответствующих поправок в Конституцию и передачу его полномочий в юрисдикцию вновь создаваемого Верховного суда РФ.
РАПСИ,10 февраля 2016 года