19 июля Государственной Думой в третьем чтении принят Федеральный закон, который в порядке эксперимента в ряде регионов РФ вводит курортный сбор. Плательщиками сбора будут являться совершеннолетние граждане, его получателем – бюджет субъекта РФ, расходоваться он должен на объекты курортной инфраструктуры. Размер сбора в 2018 году не более 50 рублей с человека, в последующие годы – не более 100. Окончательная сумма устанавливается законом субъекта РФ, на территории которого такой сбор взымается.
Курортные сборы – не редкость в мировой практике, они введены и взимаются в разных странах (например, в Хорватии, Словакии, Белоруссии, Австрии), однако, в России это первый опыт «обязательного инвестирования» граждан-отдыхающих в инфраструктуру курортных муниципальных образований и воспринят он будет, видимо, неоднозначно.
Пока это только эксперимент, хотя для отдыхающих такой (временный) статус сбора – значения не имеет, с мая 2018 года они будут платить реальные деньги за право отдыхать в курортных зонах. Текст закона предоставляет обширные полномочия субъектам РФ и муниципальным образованиям – при введении и взимании этого сбора такими полномочиями очень важно грамотно воспользоваться, в противном случае можно столкнуться с вполне предсказуемыми рисками и последствиями введения сбора.
Во-первых, следует учитывать, что введение максимальной ставки в отдельных муниципальных образованиях, особенно тех, где отдыхают небогатые граждане – может привести к оттоку туристов и отдыхающих, что обернется обратным результатом для регионального и местного бюджетов и курортной инфраструктуры.
Во-вторых, возложение обязанностей оператора курортного сбора на гостиницы, санатории и иные объекты отдыха (фактически на ИП и организации) – повлечет для них дополнительные расходы, которые будут переложены на плечи тех же отдыхающих, что еще больше увеличит стоимость отдыха.
И третье – это то, что операторами курортного сбора являются ИП и организации, но не физические лица, которые оказывают такие услуги без регистрации своего бизнеса. Такая ситуация может привести к расширению зоны серого отдыха (сдача квартир, комнат), а также массовому переводу небольших легальных объектов курортного отдыха (гостиниц, мотелей, гостевых домов и т.д.) в частную собственность физических лиц с изменением статуса на обычные жилые помещения. То есть легальный гостиничный бизнес начнет сокращаться (там, где это технически возможно), одновременно уклоняясь от курортного сбора и сокращая базу по иным налогам.
Учитывая указанные выше риски, Федеральный закон предусматривает достаточно гибкие процедуры – предоставляя возможность субъектам и муниципальным образованиям мониторить ситуацию и изменять размер сбора, расширять категории лиц, освобожденных от него, выходить из проекта курортного сбора (из соответствующей зоны).
В этой связи представляется, что результат эксперимента по курортному сбору всецело зависит от местных и региональных властей.
Что касается федеральный властей, то по результатам эксперимента они могли бы подумать над стимулированием добросовестной уплаты такого сбора, например, уменьшением налоговой базы по НДФЛ на сумму уплаченного курортного сбора (в виде соответствующего вычета).
Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП