Центр Развития Современного Права
 

Финансовый омбудсмен как досудебная инстанция по финансовым спорам

В СМИ появилась информация, что Минфин и ЦБ обсуждают возможность передачи финансовому уполномоченному прав по рассмотрению споров (во внесудебном порядке) между гражданами с одной стороны и банками, микрофинансовыми организациями и страховыми компаниями с другой.

По мнению обоих ведомств – это ускорит рассмотрение таких споров, исключит недобросовестные действия со стороны финансовых организаций и разгрузит судебную систему.

Инициатива ЦБ и Минфина представляется назревшей и отвечающей ситуации со спорами на рынке финансовых и страховых услуг, участниками которых являются граждане. Финансовый уполномоченный, как первая и обязательная инстанция такого спора позволит отсеять те из них, которые имеют очевидное решение (и по сути не являются спорными). Кроме того, это действительно позволит исключить (или значительно сократить) недобросовестность как граждан (в случае, например, с выплатами по ОСАГО), так и финансовых и страховых организаций, порой сознательно ущемляющих права граждан в расчете на то, что не каждый из них сможет обратиться в суд или грамотно представить в суде свою позицию.

Важным является также то, что количество обращений к финансовому уполномоченному в отношении финансовых и страховых организаций – будет раскрываться публично, что скажется на рейтингах и привлекательности соответствующих компаний, стимулируя их к разрешению конфликта с клиентом без привлечения финансового управляющего.

В целом, такой подход соответствует обозначенному Президентом РФ тренду на сокращение необоснованной нагрузки на судебные органы – финансовые управляющие (при достаточной квалификации и четком процессе рассмотрения спора) смогут заменить судебные разбирательства по значительной части финансовых и страховых споров с участием граждан.

Представляется, что такой опыт внесудебного рассмотрения отдельных категорий массовых споров с участием граждан (однако с последующей возможностью судебного оспаривания вынесенного решения) может быть распространен и на иные сферы, в частности на споры с задолженностью в сфере ЖКХ. По данным портала Газета.ру, задолженность по ЖКХ составляет 1,34 трлн. рублей. Это колоссальная сумма и для её взыскания (в доказанном и обоснованном размере) коммунальщикам необходимо получить огромное количество судебных актов (приказов, решений), что окажет значительное влияние на загруженность судов. Но если следовать предложенной Минфином и ЦБ логике разрешения споров во внесудебном порядке – то и здесь мог бы применяться такой механизм, а органами, рассматривающими такие споры, вполне могли стать комиссии или уполномоченные органов местного самоуправления.

Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП