ГК предусматривает возможность возложения судом на учредителей обязанностей по ликвидации юридического лица. Минюст РФ не согласен с такой ситуацией и считает, что ликвидация компании в этом случае должна осуществляться арбитражным управляющим (назначенным судом).
Подход Минюста следует признать обоснованным, поскольку учредители систематически уклоняются от выполнения этой обязанности и неработающая компания продолжает «висеть» в ЕГРЮЛ «мертвым грузом», вводя в заблуждение пользователей реестра, контролирующие органы и иных заинтересованных лиц. Кроме того, даже если учредители и осуществляют ликвидацию, то зачастую их главной задачей становится исключение компании из ЕГРЮЛ, при этом вопросы расчетов с кредиторами, включая публичных (в частности, по налоговым обязательствам) – уходят на второй план. На практике – это порождает массу злоупотреблений от неуведомления кредиторов о процедуре ликвидации до откровенной фальсификации ликвидационной документации (промежуточного и ликвидационного балансов) – чаще всего путем невключения в нее кредиторской задолженности.
Арбитражный управляющий в этой ситуации должен выполнять функции незаинтересованного третьего лица, которое (как и в процедурах банкротства) должно одинаково соблюдать интересы и ликвидируемой компании, и ее кредиторов. И главное, в случае выявление непогашенной кредиторской задолженности и отсутствии средств для ее погашения – инициировать процедуру банкротства ликвидируемой организации (чего фактически никогда не делают учредители компании).
Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП