Правительство РФ 1 августа 2017 года внесло в Государственную Думу законопроект о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О несостоятельности» и ряд иных нормативных актов в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц». Суть предложенных изменений сводится к установлению самостоятельной процедуры банкротства – реструктуризации долгов, которая не будет связана с другими процедурами (переходить в них) и направлена на погашение требований кредиторов с сохранением компании-должника. Коренным отличием от действующей сейчас классической модели банкротства – является отсутствие предварительной процедуры наблюдения, которая носит технический характер и направлена на формирование реестра кредиторов, оценку финансового состояния должника с последующим (по окончанию наблюдения) решением судьбы должника – восстановление платежеспособности (финансовое оздоровление или внешнее управление) или его ликвидации с погашением требований кредиторов (конкурсное производство).
Авторы законопроекта по сути предлагают соединить в одной процедуре – реструктуризации долгов: формирование реестра, оценку финансового положения Должника, разработку плана реструктуризации, принятие решения об одобрении такого плана и его исполнение. Иными словами, полный цикл восстановления платежеспособности должника и расчетов с кредиторами. Выглядит все это (по сравнению с действующей сейчас системой последовательных процедур) оперативно и предполагает большую эффективность.
Но специфика отечественных банкротств говорит о том, что предприятие, прекращающее платежи (и отвечающее признакам банкротства) – как правило, уже не имеет возможности продолжить хозяйственную деятельности и не обладает активами, достаточными для погашения хотя бы мизерной части кредиторской задолженности. В такой ситуации подобрать работающий план реструктуризации едва ли будет возможно.
Учитывая, что большая часть банкротств носит, к сожалению, недобросовестный характер – для кредитора важно быстро «подойти» к процедурам, позволяющим эффективно сформировать конкурсную массу и удовлетворить хотя бы часть своих требований – оспаривание сделок должника и привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
Именно эти механизмы, судя по арбитражной практике, наиболее востребованы и это понимает законодатель, принявший недавно поправки к ФЗ «О несостоятельности» в части регулирования субсидиарной ответственности (закон подписан Президентом 31.07.2017 года).
Поэтому представляется, что большую перспективу, чем реструктуризация долгов в нынешних условиях имеют подходы, предполагающие расширение ситуаций, когда кредиторы, минуя наблюдения могут сразу перейти к конкурсному производству, что повышает шансы на формирование конкурсной массы и более полного расчета с кредиторами.
Таким образом, предложенный Правительством законопроект о реструктуризации долгов по своему смыслу противоречит иной тенденции – скорейшему формированию конкурсной массы и расчетам с кредиторами, которая массово проявляется в судебной практике (оспаривание сделок должника) и поддерживается законодателем (в виде расширения возможностей привлечения конкурирующих лиц к субсидиарной ответственности).
Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП