Центр Развития Современного Права
 

Законодателем определены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и суммы налога

С 19 августа 2017 года вступает в силу статья 54.1 Налогового Кодекса РФ. По сути, она закрепляет уже сформировавшуюся практику оценки судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды (само понятие и методика такой оценки были сформулированы в Постановлении Пленума ВАС РФ, активно используются в практике арбитражных судов) и является развитием принципа добросовестности в налоговых правоотношениях.

Смысл статьи сводится к недопустимости искажений налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной деятельности и объектах налогообложения в налоговом (бухгалтерском) учете или отчетности. Такой запрет, сам по себе, новацией не является и вытекает из давно установленной законом недопустимости фальсификации финансовой и налоговой отчетности и ответственности за такие действия.

Однако в статье 54.1 этот запрет служит пояснением того, что даже при отсутствии указанных искажений, налоговая база и сумма налога не могут быть уменьшены, если: (а) основной целью сделки (операции) является уменьшение налога, его неуплата или зачет; и (б) обязательства по сделке исполнены не тем лицом, которое указано в качестве стороны сделки в договоре, заключенном налогоплательщиком.

Указанные новации позволяют законодательно закрепить два важных момента, которые в основном уже нашли свое отражение в арбитражной практике. Первое – сделка налогоплательщика должна преследовать в первую очередь разумные предпринимательские цели и быть направлена на получение дохода (налоговая экономия при этом не исключается, но может являться только факультативом по отношению к предпринимательской цели). Второе – реальность хозяйственной операции (как основание налоговой выгоды налогоплательщика – вычетов, уменьшения налоговой базы) признается только в том случае, если такая операция выполнена действующей компанией-контрагентом. Это ограничение, очевидно, должно уже законодательно вбить гвоздь в гроб «однодневок», использование которых основано на заключении с ними фиктивных договоров и фактическом выполнении работ иными лицами или своими силами.

Также в статье дан перечень случаев (которые в большинстве своем тоже выработаны арбитражной практикой), которые сами по себе не могут являться основанием для лишения налогоплательщика права на уменьшение налогооблагаемой базы и/или суммы налога. Закрепление этих случаев в тексте НК РФ должно окончательно исключить поверхностный подход налоговых органов к оценке обоснованности получения налоговой выгоды, основанный только на одном «сомнительном» обстоятельстве и заставить фискалов формировать обширную доказательственную базу.

Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП