Центр Развития Современного Права
 

Правовое регулирование синдицированного кредита – законопроект Правительства прошел первое чтение в Государственной Думе

Инвестирование в инфраструктуру и реальный сектор экономики – являются основным локомотивом экономического развития РФ, на что указывают эксперты и что было признано Президентом РФ на Петербургском международном экономическом форуме 2017 года.

Одним из эффективных и распространенных инструментов инвестирования являются синдицированные кредиты – совместное кредитование заемщика группой банков, что позволяет снизить риски кредиторов  и увеличить сумму и сроки кредита для заемщика.

Этот институт не является новым для отечественной финансовой практики в 2005 российские заемщики привлекли 120 миллиардов синдицированных кредитов. Однако в силу ряда неблагоприятных экономических (падение цен на ресурсы) и политических (санкции) факторов эта сумма снизилась в 2015 году до 7 млрд (Данные из пояснительной записки к законопроекту). Иностранные банки фактически ушли с российского рынка синдицированных кредитов.

В этих условиях, по мнению Правительства РФ, необходимо нормативно  установить основные положения  в рамках отношений по синдицированному кредиту, в связи с чем и был внесен законопроект №204679-7. Большая часть внесенного в законодательный орган акта носит диспозитивный характер – стороны могут предусмотреть иные условия. Так что принятый государственной думой 19.07.2017 года в первом чтении законопроект о синдицированном кредите можно рассматривать как модель соответствующих отношений иди «дорожную карту» для кредиторов и заемщиков при использовании этого института.

Законопроект предполагает формирование комплексного правоотношения, которое может быть закреплено как одним договором между кредиторами и заемщиком, так и несколькими (кредитными,   договор управления правами по синдицированному кредиту, договор об объединении кредиторов и т.д.).

Участниками правоотношения (и соответствующих договоров) по предоставлению синдицированного кредита могут быть только кредитные организации, однако в последующим они могут уступить свои права лицам, не занимающимся банковской деятельностью, что делает права требования  по такому кредит – ликвидным активом.

Участники синдицированного кредитования (для выдачи и управления таким кредитом) не создают ни юридического лица, ни простого товарищества. Отношения между ними носят исключительно договорной (обязательственный) характер. Общие вопросы, возникающие в связи с исполнением совместных договоров (реализацией прав и обязанностей) – разрешаются  на общем собрании по правилам Гражданского Кодекса, установленным для проведения собраний (Глава 9.1 ГК РФ).

Важной фигурой в системе отношений синдицированного кредита является – кредитный управляющий – это банковская организация, которая осуществляет взаимодействие между кредиторами и заемщиком, обеспечивает обе стороны необходимой информацией, является оператором платежей в рамках синдицированного кредита, выполняет иные координационные функции. Кроме того, в случае обеспечения выданного кредита, сторонами определяется и залоговый управляющий, в обязанности которого входит управление залоговыми правами.

При этом кредитный управляющий и залоговый управляющий наделяются, согласно законопроекту, широкой автономией при осуществлении своих действий (предусмотренных в договоре управления правами по синдицированному кредиту и управлением залогом) – их действия, включая осуществляемые в рамках процедуры банкротства заемщика, не могут быть оспорены членами синдиката – они могут потребовать только возмещения убытков. Эта норма призвана обеспечить интересы заемщика и третьих лиц, вступающих в отношение с синдикатом кредиторов, стабильность таких отношений.

Важными положениями, регулирующими синдицированное кредитование, являются нормы законопроекта, предусматривающие, что, в случае процедуры банкротства заемщика члены синдиката (выдавшего синдицированный кредит) не вправе осуществлять права кредитора (залогового кредитора) самостоятельно.  Это  должно обеспечить единый подход кредиторов к разрешению вопросов банкротства заемщика, ограничить разрозненные действия этой группы кредиторов.

В целом нормы законопроекта о синдицированном кредитовании содержат ряд существенных новаций для отечественного законодательства и правоприменения, однако они вносят ясность в российскую конструкцию синдицированного кредита и соединяют эти отношения со смежными институтами – ипотекой, банкротством, уступкой права и т.д., что делает такие отношения потенциально менее конфликтными и более прогнозируемыми.

Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП

Поделиться новостью