В публикации ИЗВЕСТИЙ за 16 августа 2017 года («Минфин вывел из оффшоров 6 тысяч компаний») представитель Минфина указал, что по результатам выявления контролируемых иностранных компаний в 2016 году – в бюджет было уплачено 3 млрд. рублей.
Это один из первых ощутимых результатов работы закона о контролируемых иностранных компаниях (который включен в состав Налогового Кодекса РФ).
Суть этого закона – ограничить уклонение налоговых резидентов РФ от уплаты налогов на доходы, которые они получают за пределами РФ с использованием контролируемых ими иностранных компаний, то есть опосредованно и непрозрачно для российских фискальных органов.
В РФ с середины 90-х широко распространена практика приобретения российскими гражданами (налоговыми резидентами) иностранных организаций (включая оффшорные). Такие компании выполняли функции владельцев российских коммерческих юридических лиц (были собственниками акций, долей) и их продавцов – в случае, если российский бенефициар решал избавиться от соответствующего бизнеса. Подобные продажи бизнеса в иностранных юрисдикциях были непрозрачны для российских контролирующих органов и не облагались налогами в РФ. Хотя фактически (в конечном итоге) – доход получало лицо, являвшееся налоговым резидентом РФ.
Кроме того, такие компании получали «пассивные» доходы в виде процентов (по выданным в пользу российских компаний кредитам); роялти (за пользование объектами интеллектуальной собственности) и дивиденды (по результатам хозяйственной деятельности российских предприятий). Все эти доходы, с учетом положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения, позволяли не уплачивать налоги в РФ фактическим (конечным) получателям такого дохода – российским резидентам.
Офшоризация российской экономики или, проще говоря, опосредованное получение дохода российским резидентом через иностранную компанию – приносило значительный ущерб отечественной экономике, поскольку значительная часть доходов, преимущественно связанных с РФ, оставались вне налогообложения.
В 2014 году был принят закон, который упрощенно называют законом об контролируемых иностранных компаниях (КИК) ФЗ №376-ФЗ от 24.11.2014 года.
Основная суть этого нормативного акта сводилась к тому, что прибыль контролируемой российским резидентом иностранной компании приравнивается к прибыли (доходу), полученной самим российским резидентом, контролирующим эту компанию, и облагается налогами в соответствии с положениями российского Налогового Кодекса по ставкам 13% (для физических лиц) и 20% (для юридических лиц).
Разумеется, такое обложение не носит сплошного и автоматического характера и возможно только при наличии установленных законом условий, в частности размера долей в КИК, размера прибыли КИК (при котором возможно налогообложение российского владельца), уменьшение взымаемого в РФ налога на сумму налога, уплаченного КИК в стране регистрации и т.д.
Важно то, что закон предусматривает исключения из общего правила обложения прибыли (доходов) владельцев КИК – это, в частности, оценка ставки налогообложения в стране регистрации КИК (если она выше, чем в РФ – налог в нашей стране не взымается). Но самым важным является исключение, направленное на оценку характера деятельности компании и источника ее доходов. Если 80% доходов КИК сформировано активной хозяйственной деятельностью – реализацией товаров, работ, услуг – российские владельцы такой компании в РФ налог не платят. Напротив, если же более 20% доходов КИК – эта «пассивные» доходы от продажи акций (долей), дивидендов, роялти, процентов – налог российским владельцем компании в РФ уплачивается. Что, собственно, и отражает основной смысл закона – обложить налогом экономическую выгоду, получаемую владельцем КИК от «пассивных» операций (в основном связанных с РФ).
Возвращаясь к уплаченной владельцами КИК общей сумме налога за 2016 год в размере 3 млрд. рублей (озвученной представителем Минфина РФ), следует признать, что это небольшая сумма. Но ее размер объяснятся тем, что многие владельцы КИК либо отказались от такого способа владения активами и получения «пассивных» доходов, либо приобрели статус нерезидента (что освобождает от налогообложения в РФ). Кроме того, процесс выявления и отчетности по КИК только набирает обороты, и с учетом достигнутых в 2017 году международных соглашений об обмене финансовой информацией – налоговые выплаты владельцев КИК, по всей видимости, будут расти.
Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП