Как сообщает РБК, Министерство Финансов РФ разработало дополнения к закону о налоговых преференциях участников реновации в г. Москве. Сам этот законопроект в первоначальном виде уже был принят Государственной Думой в первом чтении в июле этого года.
Однако предварительно одобренный текст оставил много вопросов, касающихся объема налоговых льгот фонду содействия реновации г. Москвы (его предлагалось освободить от налога на прибыль и исключить из числа плательщиков НДС), а также характера льгот, которые должны иметь граждане, получившие новое жилье от города.
Второй аспект (налоговые льготы для граждан) вызывает у экспертов некоторые вопросы, поскольку схема отказа от площади в пятиэтажках и получения от города нового жилья с правовой точки зрения может квалифицироваться по-разному.
Первый вариант: отказ граждан от права собственности на старое жилье и безвозмездное получение нового. Тогда это дарение, где гражданин – одаряемое лицо, и при нынешнем правовом регулировании, не освобожденное от налогообложения. В этой ситуации граждане – получатели жилья и должны будут заплатить налог со всей стоимости полученного (с рыночной стоимости новой квартиры).
Второй вариант (который в большей степени вытекает из текста законопроекта о реновации) – это мена, при которой старое жилье обменивается гражданином на новое, предоставленное городом. В этой ситуации гражданин фактически отчуждает свое жилье и получает в качестве оплаты за него новое. Доходом налогоплательщика-гражданина в такой ситуации должна являться разница между стоимостью полученного и отчужденного жилья. Московские власти утверждают, что такая разница почти всегда будет положительной – новое жилье дороже старого, а это значит, что гражданин должен будет заплатить налог с этой разницы.
Конечно, существует льгота, освобождающая владельца недвижимости от уплаты налога при владении таким объектом 3 года и более. Наверное, значительное количество владельцев квартир в пятиэтажках – смогут воспользоваться ей, поскольку живут в этих домах достаточно долго. Но, как следует из заявлений московских и федеральных чиновников, реновация должна проходить на равных условиях и не требовать от гражданина дополнительных расходов. Поэтому все участники реновации – физические лица должны иметь равное налогообложение этой операции, а вернее общее освобождение от него.
Налоговая преференция, которая предусматривается для граждан, принятым в первом чтении законопроектом №122881-7 сводится к освобождению от налогообложения доходов в виде объектов недвижимого имущества, полученного гражданами от фонда содействия реновации (в процессе самой реновации).
Таким образом, имеется в виду правовое истолкование реновации в первом (описанном выше варианте) – как безвозмездное получение недвижимости от города (при отказе от старого жилья). Но, как было отмечено, это истолкование несколько расходится с тем, что предусматривает сам закон о реновации – мену объектов, которая требует несколько иной налоговой льготы – освобождения от налогообложения дохода владельца старого жилья.
Изложенное выше имеет важное значение – льгота по реновации для граждан должна исходить из правильной квалификации сделок, осуществляемых при реновации, в противном случае такая льгота будет бесполезной, а налоговые органы вынуждены будут предъявлять претензии получателям нового жилья (исходя из положений действующего законодательства).
Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП