Центр Развития Современного Права
 

Депутаты пытаются оптимизировать налоговые проверки с учетом интересов налогоплательщика

На сайте Государственной Думы РФ 15 августа появился законопроект №249505-7, инициатором которого является депутат Макаров А.М.

Суть предложенных Макаровым новаций в Налоговый Кодекс сводится к сокращению сроков камеральной налоговой проверки с трех месяцев до одного, а также детализации правил повторной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля (в рамках выездной проверки).

В пояснительной записке к законопроекту указано, что налоговый контроль фактически в неизменном виде существует уже 15 лет. С этого момента в значительной степени изменились средства контроля, появились технические возможности (в первую очередь – цифровые), позволяющие повысить его эффективность.

С этим нельзя не согласиться.

Однако предложенное сокращение сроков камеральной проверки с трех до одного месяца – слишком радикальный шаг и наверняка вызовет возражения со стороны ФНС и Минфина.

Предложение депутата Макарова о снижении срока камеральной проверки, которая, напомним, проводится по факту предоставления налогоплательщиком налоговой декларации, по инициативе налогового органа и без уведомления налогоплательщика – не учитывает ряда важных обстоятельств.

Изначально камеральная проверка предполагала оценку правильности и достоверности представленной декларации и (за некоторыми исключениями) ограничивала налоговый орган в праве требовать от налогоплательщика дополнительные документы (это было возможно только в рамках выездной проверки, которая проводится по иным правилам).

Однако со временем законодатель внес значительное количество изменений в статью 88 НК РФ, которые для целого ряда случаев предполагают возможность истребования налоговым органом дополнительных документов, при этом в значительных размерах.

Запрашивая большой объем документов, налоговый орган должен обработать полученный материал, дать ему оценку. А это приведет к тому, что месячный срок проверки не будет соблюдаться налоговым органом и камеральная проверка будет продляться (хотя такого института закон не предусматривает).

Выходом из ситуации является либо «очищение» камеральных проверок от запросов и изучение дополнительных документов (возвращение к изначальному варианту, когда истребование документов возможно было только в рамках выездной проверки), либо все же установление разумных и исполнимых сроков камеральной проверки. В противном случае, при укороченных сроках и массовом их нарушении – правовая определенность в отношении предмета проверки снижается, что ухудшает положение налогоплательщика.

Что касается иных предложений депутата Макарова, в частности, ограничения предмета повторной выездной налоговой проверки (в случае подачи уточненной декларации), оценки правильности и достоверности измененных сведений, то это можно только приветствовать.

Повторная проверка – ситуация, когда налоговый орган проверяет уже исследованный период – исключение. Один из случаев, когда она возможна – это подача налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. Действующее законодательство предполагает, что в такой ситуации может быть повторно проверен только тот период, за который предоставлена декларация. Предложенные изменения еще более ссужают возможности проверки в такой ситуации, проверяются только измененные сведения в декларации – то есть отдельные операции, которые привели к уточнению суммы налога.

Еще одна новация законопроекта также может считаться давно назревшей. Речь идет о регулировании дополнительных мероприятий налогового контроля. Зачастую после проведенной налоговой проверки в процессе рассмотрения ее результатов налоговый орган выявляет необходимость проведения дополнительных контрольных мероприятий (для получения доказательств налогового правонарушения).

Регулирование этой процедуры имеет пробелы, которые могут использоваться для нарушения прав налогоплательщика. Законопроект предлагает распространить на дополнительные мероприятия налогового контроля тот же режим, который действует в отношении самой выездной налоговой проверки – обязывает налоговый орган составлять акт по результатам дополнительных мероприятий и вручать его налогоплательщику. Таким образом, реализуется право налогоплательщика на предварительное получение итогового акта налоговой проверки с описанием всех ее мероприятий и выводов.

В целом следует отметить, что усилия депутатов Государственной Думы по оптимизации контрольных налоговых мероприятий, в частности, сокращению сроков проверок, ограничению предмета повторных проверок и расширению гарантий при проведении дополнительных налоговых мероприятий – носят позитивный характер и отражают интересы налогоплательщиков.

Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП

Поделиться новостью