Центр Развития Современного Права
 

Ограничение административного давления на бизнес и борьба с недобросовестными проявлениями предпринимательской деятельности – встречные процессы на пути формирования эффективного и социально ответственного отечественного бизнеса

Выступая на совещании в Амурской области 3 августа текущего года, Президент РФ предложил ряд очередных инициатив, направленных на ограничение избыточного административного давления и необоснованного уголовного преследования бизнеса. Им, в частности, было предложено сократить продолжительность внеплановых административных проверок до 10 суток, уменьшить их общее количество до 30% от плановых, ограничить внеплановую проверку только ее предметом. Президент также указал на недопустимость игнорирования правоохранителями ограничений, связанных с арестом предпринимателей, были высказаны и иные полезные инициативы.

Новые предложения Президента, ориентированные на повышение гарантий и свободы предпринимательской деятельности, являются логическим продолжением общей линии государства, направленной на ограничение бизнеса от излишнего давления и произвола – в декабре 2016 года, в частности, были приняты важные поправки в Уголовный Кодекс об усилении ответственности сотрудников правоохранительных органов за незаконное уголовное преследование предпринимателей.

Однако процесс снижения уровня государственного контроля и серьезные процессуальные гарантии в уголовно – правовой сфере, являются только частью комплекса административных и экономических взаимоотношений бизнеса и власти.

Другой их составляющей выступают нормативные требования к добросовестному поведению предпринимателей, недопущению злоупотребления ими правами и гарантиями в ущерб публичным интересам и интересам иных участников хозяйственных отношений.

Президент неоднократно отмечал, что предложенные им и вносимые в законодательства инициативы в пользу интересов предпринимателей, могут распространяться только на добросовестных бизнесменов.

Действующее российское законодательство, отечественная судебная практика и международное сотрудничество РФ последовательно исключают возможности злоупотребления правом в виде уклонения от погашения кредиторской задолженности, недобросовестной оптимизации налогообложения и в иных формах.

Серьезные законодательные преграды, противодействующие недобросовестности в предпринимательских правоотношениях содержатся в изменениях, внесенных в законодательство о банкротстве Федеральным Законом №266 – ФЗ, подписанным Президентом 29.07.2017 года. Этот законодательный акт в значительной степени упрощает привлечение контролирующих должника лиц к ответственности по его долгам в случае, если невозможность погашения таких долгов стала следствием неразумных или недобросовестных действий контролирующих лиц (директора, членов коллегиальных органов, участников).

Уже вступили в действия поправки к ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №488-ФЗ, которые позволяют привлекать к ответственности по обязательствам Должника его директора и членов органов управления (при условии их недобросовестности), в том случае, если само Общество было исключено из реестра юридических лиц, как недействующее.

Обе указанные выше новации направлены против недобросовестных должников, накапливающих долги (коммерческие и фискальные) и затем прекращающие деятельность компании – уходя в процедуру банкротства или просто дожидаясь, когда общество будет исключено из реестра как недействующее.

При определении стандартов добросовестного поведения, а также недопустимых форм злоупотребления правом, значительную роль играет Верховный Суд. Высший судебный орган страны в рамках кассационного производства по отдельным делам, обобщая практику применения законодательства, отказывается от формального подхода и активно использует принципы и доктрины права, позволяющие выявить недобросовестные действия, направленные на причинение ущерба участникам предпринимательских отношений и публичным интересам.

Весомое значение имеет и международное сотрудничество РФ, особенно в вопросах противодействия незаконной налоговой экономии с использованием транснациональных схем и международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

07.07.2017 года Российской Федерацией была подписана международная Конвенция по выполнению мер в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Проект Конвенции был предложен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ее суть сводится к внесению во все действующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения корректирующих положений, в соответствии с которыми налоговые преимущества, предусмотренные соглашениями, не действуют в случае, если целью совершаемых сделок (иных действий) является исключительно налоговая экономия.

Таким образом, позиция ОЭСР и стран-подписантов Конвенции совпадает с подходом Верховного Суда РФ о том, что налоговая выгода (в виде уменьшения налогооблагаемой базы и/или получения вычетов, льгот) не может быть признана обоснованной, если она являлась единственной целью хозяйственной операции, а иные, предпринимательские цели – отсутствовали. Аналогичная позиция сформулирована в статье 54.1 Налогового Кодекса РФ, которая вступит в силу с 19 августа 2017 года.

Таким образом, либерализация и ограничение административного контроля, ужесточение требований к уголовному преследованию бизнеса является встречным процессом к мероприятиям по формированию условий, исключающих недобросовестное поведение предпринимателей с целью причинения ущерба другим бизнесменам, государству или потребителю.

В сложных экономических условиях, которые переживает наша страна, гармоничное сочетание указанных выше трендов, основанное на сознательном соблюдении государством и бизнесом установленных законом и сложившейся судебной практикой «правил игры», позволит установить справедливый баланс частного (предпринимательского) и публичного интересов и содействовать экономическому развитию страны.

Морев. Д.В., ведущий эксперт ЦРСП

Поделиться новостью
comments powered by HyperComments