1) Россия избавилась от формальных признаков конфедерации
Президент Татарстана официально отказался от идеи продления договора о разделении полномочий между федеральным центром и республикой, сообщают российские СМИ. Он указал на достаточность возможностей, имеющихся в РФ, и без специального договора о разделении полномочий.
Наличие такого договора долгое время (с 1997 года) носило сакральный характер и давало возможность местным элитам, а также националистически настроенным группировкам спекулировать на статусе субъекта, утверждая, что отношения между РФ и Татарстаном носят конфедеративный характер. На практике это проявлялось в имущественных, приватизационных и бюджетных спорах.
Полномочия Республики по договору сужались – по мере укрепления федеральных властей и стабильности в государстве. Однако сам факт существования отдельного договора говорил об асимметрии в федеральных отношениях, где один субъект имел больше полномочий (пусть даже декларативных), нежели иные. Что само по себе вызывало серьезные нарекания и в других субъектах федерации.
На этой неделе в вопросе поставлена точка – признаки конфедеративного устройства РФ (противоречащие Конституции) устранены, отношения между всеми субъектами и РФ окончательно унифицированы на основании Конституции РФ и Федеративного Договора.
2) Статистические данные работы Верховного Суда – основные тенденции без перемен
20 сентября на сайте ВС опубликован Обзор судебной статистики ВС за первое полугодие 2017 года.
В работе ВС традиционное внимание вызывает деятельность Президиума, поскольку именно этот орган является последней – надзорной инстанцией, наделенной формальным правом определять практику применения законодательства.
Как показывает очередной Обзор, Президиум следует своей традиционной тактике – рассматривая в надзорном порядке преимущественно уголовные дела: за первую половину 2017 года было рассмотрено 109 таких дел (при полном отсутствии дел иных категорий).
НЕ отрицая того, что уголовная сфера – одна из самых чувствительных для прав человека (поскольку связана с серьезными личными ограничениями) иные сферы правоприменения (гражданская, административная, экономическая) тоже нуждаются во внимании высшей надзорной инстанции.
Хотя Президиуму надо отдать должное, совсем без его контроля эти сферы не остаются – он ежеквартально издает Обзоры практики ВС, куда попадают ключевые правовые позиции по гражданским, экономическим, административным спорам. Однако такие позиции не обладают важным свойством – официального источника единообразия по спорному вопросу и суды не связаны обязанностью его использования.
Как следует из Обзора, растут показатели работы Экономической коллегии ВС – за первое полугодие судьи СКЭС рассмотрели 13 218 жалоб и 280 дел в заседании Коллегии (против, соответственно, 9 863 жалоб и 216 дел за 6 месяцев прошлого года), что может указывать как на оживление экономической деятельности в стране, так и на рост эффективности работы Экономической Коллегии.
3) Бинбанк – вторая санация в новом порядке или кто заплатит за финансовые промахи банкиров?
На днях стало известно, что уже второй банк – БИНБАНК (первопроходцем был Банк Открытие) обратился в ЦБ РФ с просьбой о санации через механизм использования Фонда консолидации банковского сектора.
Это означает, что ЦБ через специально созданный Фонд консолидации банковского сектора начнет восстанавливать платежеспособность, ликвидность и капитал банка за счет государственных средств.
Акционеры в конечном итоге, видимо, лишатся принадлежащих им активов в виде акций банка, а вместе с этим и значительной части проблем, связанных с этим банком (который уже не в состоянии приносить прибыль владельцам). Кроме того, акционеры и менеджмент банка смогут избежать субсидиарной ответственности по обязательствам банка, которая была бы весьма реальной при обычной схеме банкротства.
Можно ли признать равноценным и справедливым такой обмен? Справедливо ли то, что владелец социально значимого банка, обращается к ЦБ с просьбой о санации за счет государственных средств, не предлагает ничего взамен и уклоняется от какого-либо участия в этой процедуре?
ЦБ, видимо, учитывает эту диспропорцию, поэтому в случае с Бинбанком, контролирующие его лица выразили готовность поучаствовать собственным капиталом (вместе со средствами Фонда консолидации) в финансовом оздоровлении банка. Во всяком случае такое намерение проявил основной собственник банка – Михаил Шишканов. Не исключено, что это было условием финансового оздоровления по новой схеме.
Пока это импровизированная дополнительная ответственность является инициативой и доброй волей собственников Банка. Но в любом случае – такой подход соответствует справедливому распределению расходов между ЦБ (фактически – государством) и собственниками Банка (обратившимися за финансовой помощью).
Более того, в будущем законодателю необходимо подумать над нормативным закреплением обязательного финансового участия собственников в процедурах санации банка, если она осуществляется через Фонд консолидации банковского сектора, то есть за счет средств ЦБ.
Это позволило бы сформировать справедливый баланс финансовых вложений в спасение Банка со стороны государства и собственников, действиями которых кредитное учреждение утеряло финансовую стабильность.
4) Этические дискуссии привели к поджогам и суду (по сообщениям российских СМИ)
Заочная дискуссия депутата Государственной Думы с известным режиссером по поводу художественной интерпретации исторической «лавстори» между последним русским царем и примой Мариинского театра перешла в активную фазу.
Правда продолжили ее уже не депутат и режиссер, а люди, посчитавшие возможным «добавить огонька» в этический спор.
Причем в буквальном смысле слова – трое подозреваемых подожгли несколько дорогих иномарок, стоявших у офиса режиссера. Как впоследствии выяснилось, к самому Алексею Учителю эти машины никакого отношения не имели. Пострадали посторонние люди.
Хамовнический суд столицы по ходатайству следствия 21 сентября арестовал троих подозреваемых, им инкриминируется умышленное уничтожение чужого имущества (ч.2 Ст. 167 УК РФ). Однако есть основания полагать, что они причастны и к иным преступлениям, связанным с показом кинофильма «Матильда».
История с этим кинофильмом, как показывают события, уже переходит из состояния простой перепалки «об оскорблении святости» и влечет совершение серьезных преступлений – пока против имущества, но, если ситуация будет накаляться – не исключены и выпады против личности, здоровья и жизни граждан.
5) Минфин приготовился к штурму последнего бастиона «непрозрачности» и «конфликта интересов», в этот раз – при осуществлении государственных закупок
В последнее время отечественный законодатель и Верховный Суд, сформировали правовые позиции, исключающие возможности тех или иных лиц «спрятаться» за сложными корпоративными конструкциями (в России или за рубежом) с целью уклонения от исполнения обязанностей или совершения фискальных платежей.
Так, например, в «антиотмывочном» законе (ФЗ от 07.08.2001 года №115-ФЗ) появилось понятие бенефициарного владельца, в практике ВС (экономическая коллегия) закрепилась доктрина выявления лица, имеющего фактического права на доход – оба этих подхода экономят государству значительные средства и помогают предотвратить серьезные нарушения законодательства.
Такой же здравый смысл и эффективный подход, должен прийти и в сферу государственных закупок.
Сейчас конфликт интересов описан в профильном законе очень формально – как наличие брачных и/или близких родственных отношений между представителями заказчика и лицами, входящими в органы управления участников закупок или владеющими более чем 10% голосующих акций компании, участвующей в закупках. Обойти этот запрет не представляет особого труда – расставив на места органов управления и владельцев компаний – номинальных лиц.
Предложения Минфина позволяют отойти от формального подхода и исследовать конфликт интересов, то есть связь должностных лиц заказчика и участника закупок, используя наработанные в иных отраслях и судебной практике механизмы выявления аффилированности.